Авторы:
В.С. Нагорских, к.т.н., доцент,
Л.А. Новопашин, к.т.н., доцент,
С.В. Балаба, аспирант,
Уральский государственный аграрный университет (Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, 42).
А.В. Филиппов, к.с-х.н., доцент,
Уральский институт ГПС МЧС России (Екатеринбург, ул. Мира, 22).
Аннотация. Конструкция и принцип работы тормозных систем у различных автомобилей во многом похожи. Основным рабочим элементом тормозных механизмов является рабочий тормозной цилиндр, устройство, которое включает в себя уплотнительные резиновые манжеты. Суровые условия эксплуатации и высокая агрессивность рабочей среды негативно влияют на состояние стандартных манжет тормозных цилиндров. Длительный контакт с тормозной жидкостью приводит к размягчению и повышенному износу уплотнений, вследствие чего происходит выход узла из строя. Для устранения данной проблемы было принято решение исследовать полиамидные и полиуретановые материалы, которые могут быть использованы в качестве уплотнений в рабочих цилиндрах тормозных механизмов. Эти материалы хорошо себя зарекомендовали в качестве уплотнительных элементов силовых гидроцилиндров грузоподъемных машин и механизмов. Сравнительные испытания, проводимые расчетным и экспериментальным способом, показали, что они имеют лучшие физические и эксплуатационные свойства, по сравнению с резиной. Исследование свойств уплотнительного элемента проводились в двух режимах: статическом и динамическом. При статическом нагружении создавалось постоянное давление, при динамическом – переменное. В результате при динамических испытаниях значения падения давления незначительно отличались друг от друга, а при статических испытаниях полиамидные и полиуретановые уплотнения показали лучшие результаты по сравнению с серийными. Далее проводилось исследование влияния сил трения, возникающих в сопрягаемых элементах, со смазкой и без нее, и различными значениями натяга, которое показало, что сила трения увеличивается прямо пропорционально величине натяга, модулю упругости, и уменьшается прямо пропорционально величине коэффициента трения. При
анализе полученных результатов был сделан вывод о возможности применения полиамидных и полиуретановых материалов, так как по своим свойствам они ничем не уступают резиновым элементам, а срок службы увеличивается в 4-5 раз. Это положительно скажется на надежности и долговечности данного узла.
Ключевые слова: тормозные цилиндры, надежность, резиновые и полиуретановые кольца.
Список литературы:
1. Башкирцев В. И. Все о колесах и герметиках дл автомобилиста: учебник / В. И. Башкирцев, Ю. В. Башкирцев. М.: Эксмо, 2008. 208 с.
2. Грибут И. Э. Автосервис: станции технического обслуживания автомобилей: учебник / И.Э. Грибут и др. Под ред. В. Шуплякова, Ю.П. Свириденко. М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2008. 480 с.
3. Бобович Б.Б. Неметаллические конструкционные материалы: учебное пособие для ву-зов / Б.Б. Бобович. Москва: Изд-во МГИУ, 2009.
4. Блюхер В. В., Орлов В. Н. Совершенствование уплотнительных узлов из полимерных материалов гидропривода машин // Межрегиональный Совет по науке и технологии: Международной конференции Миасс, 2005.
5. Rao B. Govinda, Bharadwaz Y. Datta, Virajitha Chukka et al. Effect of injection parameters on the performance and emission characteristics of a variable compression ratio diesel en-gine with plastic oil blends – An experimental study // ENERGY & ENVIRON-MENT. Volume: 29. Issue: 4. Pages: 492-510. Published: JUN 2018.