Авторы:
С.Н. Некрасов, доктор философских наук, профессор,
Д.С. Сосновских, старший преподаватель
Уральский государственный аграрный университет (Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, 42).
Аннотация. Идея прозрачности социальной связи идет от социалистов-утопистов, а в марксизме она развивается на основе руссоистского мифа о Робинзоне Крузо. Новейшая версия общей идеологии деиндустриализации – теория постиндустриального общества – приобрела в последние два года форму идеологии построения прозрачной «цифровой экономики». Однако вне поля зрения как К. Маркса, так и современных рыночных фундаменталистов осталась конверсия меновой стоимости, функционирование потребительной стоимости по собственному коду полезности как алиби меновой стоимости, а также целое поле внеэкономических явлений. Речь идет о политэкономии знака, в котором происходит растворение, распад меновой стоимости и появление иных кодов, формирование псевдоаристократических общностей, конструирующих и контролирующих процессы означения. В конце ХХ в. – начале ХХI вв. это поле стремительно расширилось. Будучи моделью постсовременного потребления, оно захватило медиа и все больше контролирует традиционный экономический рынок, не подчиняя его целиком и основываясь на нем как на базисе.
Ключевые слова: прозрачность социальной связи, миф о Робинзоне, цифровая экономика, символический обмен, уничтожение кода полезности, артрынок, образование псевдоаристократических общностей, конверсия меновой стоимости.
Список литературы:
1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2 изд., т. 23. с. 90.
2. См.: Baudrillard J. La society de consommation. P. 1970. p. 122.
3. Baudrillard J. La society de consommation. P. 1970. p. 125.