Автор:
Т.Н. Коржавина, кандидат педагогических наук,
Уральский государственный аграрный университет (Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, д.42).
Аннотация. В настоящее время все большую актуальность приобретает проблема оптимизации процесса адаптации студентов в условиях образовательной организации, а в дальнейшем и их вхождение в профессиональную деятельность. Чем выше уровень согласованности сформированных компетенций человека с содержанием и требованиями различных видов деятельности (учебная, профессиональная), тем успешнее он сможет адаптироваться в профессии. Адаптация к профессии приобретает смысл не простого приспособления к условиям профессиональной деятельности, а особого рода труда, творчества, самореализации и саморазвития специалиста. В статье описана адаптация выпускников вуза по направлению 35.03.06 «Агроинженерия» по профилю «Технический сервис в агропромышленном комплексе» к будущей профессиональной деятельности. Раскрыты основные компоненты адаптации, разработаны принципы и условия формирования профессиональных компетенций будущих специалистов в образовательной организации, построена структурно-функциональная модель адаптации студентов вуза к будущей профессиональной деятельности. Адаптация студентов, обучающихся по направлению 35.03.06 «Агроинженерия» по профилю «Технический сервис в агропромышленном комплексе», рассматривается как поэтапный двухсторонний процесс успешного вхождения, приспособления, развития студента и преобразования им окружения в условиях образовательной организации с целью активной сознательной позиции в будущей профессиональной деятельности. Одним из возможных вариантов реализации процесса адаптации при проектировании содержания образования нами рассматривается совмещение технологии блочно-модульного обучения с формированием непрерывной цепочки адаптивных ситуаций. Таким образом, по мере усложнения содержания профессиональных функций, выполняемых студентом, у него накапливается опыт возможных вариантов поведения при столкновении с трудностями и успешно формируются профессиональные компетенции.
Ключевые слова: профессиональные компетенции, педагогические принципы, адаптация, структурно-функциональная модель, агроинженерия.
Список литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования от 20 октября 2015 г. N 1172. Уровень высшего образования Бакалавриат, направление подготовки 35.03.06 Агроинженерия.
2. Атабекова А., Беленкова Н. Адаптация студентов к мультикультурной образовательной среде ВУЗа: моногр.; LAP Lambert Academic Publishing. М., 2015. 160 c.
3. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: учебник для студ.высш.учеб.завед [Текст] / Э.Ф.Зеер. М.: Изд. центр «Академия», 2013. 384 с.
4. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компе-тентностного подхода в образовании. Авторская версия [Текст] / И.А. Зимняя. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 42 с.
5. Коржавина Т.Н. Структурно-функциональная модель адаптации выпускников тех-никума к будущей профессиональной деятельности / Т.Н. Коржавина // Педагогическое об-разование в России. 2016. №6. С. 56-60.
6. Олейникова О.Н., Муравьева А.А., Коновалова Ю.В., Сартакова Е.В. Разработка мо-дульных программ, основанных на компетенциях: Учебное пособие [Текст] / О.Н. Олейникова, А.А. Муравьева, Ю.В. Коновалова, Е.В. Сартакова. М.: Альфа, 2005. 288 с.
7. Психология. Словарь / Под. общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. [Текст] / А.В. Петровский. М.: Политиздат, 1990. 494 с.
8. Розов В.И. Системогенез как общая закономерность развития адаптивности в экс-тремальных условиях. В сб. Актуальные проблемы психологии: традиции и современность. Материалы международной конференции [Текст] / В.И. Розов. Киев, 2012. 70 c.
9. Ромм М.В. Социальная адаптация личности: автореф. дис. д-ра пед. наук. [Текст] / М.В. Ромм. Томск, 2003. 50 с.
10. Жогова А.Р. Адаптационные процессы: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: // respublika.info/5891/science/ article8992. Дата обращения: 28 апреля 2014 г.